Политическое развитие Речи Посполитой в середине XVII века
позволяет говорить о состоянии польско-литовского государства как структуры
подверженной неустойчивому состоянию, постоянно чреватому вступлению в
ситуацию хаоса, либо в близкое к тому состояние. Такое положение изначально
задано некоторыми структурными особенностями социума Речи Посполитой.
Прежде всего, следует отметить крайний дисбаланс распределения прав и
обязанностей внутри данного общества. Дисбаланс определяется как
предельная концентрация социально-экономических прав в виде шляхетских
вольностей – с одной стороны и обязанностей в виде тягот и повинностей
хлопов – с другой стороны; территориальное разделение вольностей польско-
литовско-русской шляхты и казачества; конфессиональное различие
католической, протестантской и православной шляхты. Все это предопределило
образ социума Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, как общества
поляризованного в социальном пространстве настолько, что оно могло
расколоться на изолированные сегменты при изменении темпа социального
движения, в любой момент развития.
Казачество, одновременно, стабилизировало внешний формат социально-
политической системы, защищая от татар пограничье и, в то же время,
дестабилизировало внутреннюю структуру системы, концентрируя и
актуализируя недовольство православных – русских (малороссиян).
Двойственная социальная функция казачества определяла симметрично-
двойственное отношение к нему элиты Речи Посполитой. Против казачества
сплачивалось шляхетство [3. XVIII, XXIII], но казачество регулярно разделяло
шляхетство не только в вопросах религии, а и в вопросах войны-мира и
собственности.
Польские магнаты с начала XVII века, исходя из экономических
соображений, всячески противодействовали военным предприятиям, к которым
тяготели мелкопоместное панство и казачество. Но, если мелкая шляхта
составляла основу частных армий магнатов, то казаки выступали в авангарде
военно-политических предприятий против внешнего противника, зачастую
против воли королевской власти [Там же, LXXIII]. Тогда как, вся шляхта – как
православная, так и католическая, вместе организовывалась против
внутреннего противника – казачества [4. XII, XIII; V.].
Военно-политическое противостояние аристократии и казачества влекло за
собой культурно-цивилизационную и классово-экономическую диффузию двух
сословий, претендующих на господствующие позиции на Украине.
Православное шляхетство противостояло казачеству, но явно искало
компромисса с казаками-православными. Равным образом, казацкая старшина,
едва сформировавшись в качестве социальной группы, стала тяготеть к
взаимодействию с панами-помещиками, видя общего врага в польском и
украинском простонародье. Такую классовую линию, в
дальнейшем, предсказуемо продолжил.