Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского
народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.
Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возле
Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы,
где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивость
в борьбе с суровой природой. Отсюда его независимость и чувство
собственного достоинства.
Ломоносов сам творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, он
пешком, без денег уходит из родного дома за рыбным обозом — в Москву.
Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в московской
Славяно-греко-латинской академии, а затем в числе лучших учеников
отправляется в северную столицу — в Императорскую Академию наук и
художеств.
В 1736 году за успехи в науке Ломоносов был отправлен в Германию
— изучать горное дело и металлургию. Лишь в 1741 году он вернулся в
Петербург.
В 1755 году в Москве с его помощью открывается Университет.
Этот великий человек сказал новое слово во многих отраслях
науки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этом
пути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, и
тогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, что
относилось к отечественной культуре.
Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка
был труд, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь —
деловую, научную, художественную. Он разделил язык на «три рода
речений», три «штиля»: высокий, средний и низкий. Высоким стилем
Ломоносов предлагал писать трагедии, оды; средним — светские повести,
стихи менее возвышенного содержания; низким — комедии, басни,
сатирические стихи.
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота и
могущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории,
обилие природных богатств. Например, в «Оде на день восшествия на
престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года читаем:
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению
Ломоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труда
занимает важное место в поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» он
показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш
народ».
С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связана
тема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд»,
обогатить народ не только материально, но и духовно.
В «Оде на день восшествия...» поэт обращается к молодому
поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных
ученых:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут...
Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего
труда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходим
мир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина»),
н° война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:
Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих.
«Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не только
установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров,
сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания»
России.
Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся
всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как
физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и
технолог, литератор, историк и философ, — казалось, всюду он успевал и
во все привносил новое, неожиданное, прогрессивное... Такой
разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в
последующем уже никто.
Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с
наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным
развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение
Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого
развития образования в России, привлечения в науку способных людей из
народа, показав личным примером, на какие подвиги способны люди ради
своей Родины.
Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий
русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти
народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено
много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи,
графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и
площади, учебные заведения и школы.
Того, что сделал Ломоносов, включая его определяющий вклад в
становление литературного и научного русского языка и поэзии, более чем
достаточно для вечной славы нашего замечательного соотечественника.