Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.- Какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)III. Проблемная ситуация- Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне.)Какие леса преобладают в нашей Республике? Опишите их. (лиственные, сосняки, смешанные)- Давайте смоделируем лесную экосистему. (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)- Какова роль растений леса? (являются производителями)- А для чего нужен лес? (Втом числе и гулять.)- А давйте мы с вами прогуляемся по лесу. Для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)- Но вот до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.IV. Проблемный вопросИнсценировка (диалог Лены с Мишей).(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.- Итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса)VI. Совместное открытие знаний- На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.- Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)- Сегодня ребята приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса. (выступление ребят)- Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)- Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)- Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)I группа: кедр --> белка --> куницаII группа: ель --> лось --> волкIII группа: дуб --> гусеницы --> кукушка --> ястребIV группа: берёза --> жук-короед --> дятел --> ястреб- Ель, дуб, берёза, кедр - это: (растения-производители).- Белка, куница, лось, волк - это: (животные-потребители).- Чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)- А для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)- Кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)- В каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)- Вы все бывали в лесу, какие в нем условия? Что заметили? (в лесу влажно)- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (круговорот будет замкнутым)- Смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)- Легко ли встретить в лесу животных? (нет)- Но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого жителя своя профессия.- Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(задание№1)Задание №1.Распределите обитателей леса по "профессиям"Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.Производители
"кормильцы"Потребители
"едоки"Разрушители
"мусорщики"- Посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)- Рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки?- Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)- А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)- Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)VII. Самостоятельное применение знанийА теперь выполним задания.Задание №2Составьте рассказ о жизни леса.Растения в лесу растут ___________. Животные делят между собой эти этажи:одни живут на _______________, другие - в ________________, третьи - на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________ - Давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают ответы, если допущены ошибки-исправляем)Рефлексия деятельности- Посмотрите внимательно на экран - кто лишний? Почему?IX. Итог урокаПри каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?- А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.