9 класс
1-й уровень (5 заданий по 5 и 10 баллов = 30 баллов)
1.1. Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия литературных произведений. Назовите их авторов. Укажите, что помогло вам догадаться, название какого произведения зашифровано (10*0,5=5 баллов).
1) «ТРС БЛБ»___________________________
2) «СТНЦННЙ СМТРТЛ»________________
3) «В ДРНМ БЩСТВ»____________________
4) «ПТНДЦТЛТНЙ КПТН»_______________
5) «НЧ ПРД РЖДСТВМ»________________
6) «ПВЦ»________________________________
7) «МТЛ»_______________________________
8) «[Й]ВГНЙ НГН»______________________
9) «БРДН»_______________________________
10) «ШНЛ» ______________________________
1.2. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь? (5*2=10 баллов).
а) лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется;
б) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;
в) организация отдельных элементов, частей, образов художественною произведения;
г) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка;
д) изображение общего через единичное, т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.
1.3. Определите жанры произведений (2*2,5=5 балов).
а) «Хоть, впрочем, он поэт изрядный,
Эмилий человек пустой». –
«Да ты чем полон, шут нарядный?
А, понимаю: сам собой;
Ты полон дряни, милый мой!» б) Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
1.4. Укажите три изобразительно-выразительных средства, использованных в цитате (1+2+2=5 баллов).
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…
1.5. Определите тип предложения (5*1=5 баллов)
1) Еду завтра в город.
2) А судьи кто?
3) Здесь будет город.
4) Ему всегда везёт
5) Гости – в дом.
2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов).
2.1. Прочитайте текст и выполните задания (3+3+3+4+3+4=20 баллов).
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина! (Саша Черный. “Дневник фокса Микки”).
1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
5. Определите тип третьего предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
2.2. Выполните анализ литературного героя на примере русской классической литературы (10*2=20 баллов).
Помните, что важным в анализе является определение его типичности, наличие или отсутствие прототипов; ключевой этап анализа – характеристика литературного героя: внешность (портрет), характер, поступки, взаимоотношения с другими героями, отношение героя к общечеловеческим ценностям (добру, милосердию, правде, любви), речь персонажа.
При анализе важно показать основные средства создания литературного образа:
- портретная характеристика,
- прямая авторская характеристика,
- психологический анализ (описание внутреннего мира персонажа),
- используемые в тексте художественные детали,
- предыстория героя,
- особенности пейзажа,
- монологи и диалоги героя,
- характеристика героя через его действия и поступки,
- анализ социальных условий, в которых живёт и действует персонаж,
- прямая и косвенная характеристика данного героя другими героями.
3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Притча, которая многому меня научила»
* Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения!
4-й уровень. Конкурс ораторского мастерства (10 баллов)
Тема выступления «Что такое образованность и кто такой образованный человек?» (до 2-х минут).