Что такое конкуренция и монополия? Виды конкуренции?

0 голосов
103 просмотров

Что такое конкуренция и монополия? Виды конкуренции?


Обществознание (18 баллов) | 103 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

¤Конкуренция и монополия
Конкуренция и монополия
Эти два понятия в экономике связаны настолько, что в ряде случае выступают прямыми антонимами друг другу. Понятие конкуренции и монополии в экономической теории изучается очень глубоко и подробно. Для того чтобы понять сущность рыночных отношений, необходимо рассмотреть идеальную модель рынка – совершенную конкуренцию в отсутствии монополии. Ее основные признаки:
На рынке представлены одинаковые по свойствам товары от разных производителей. В этом случае ориентиром для покупателя служит стоимость продукции. Регулирование спроса на товар происходит путем варьирования цен.
Число участников рынка ничем не ограничено, нет преград для вступления в рыночные отношения и выхода из них.
На рыночную стоимость товара никто не может оказать влияния. Производитель продает столько продукции, сколько может реализовать по действующей стоимости.
Все участники рынка осведомлены об уровне спроса и предложения, ценах, нормах прибыли.
Отсутствие брендов, что делает продавцов равными перед покупателями.
Мобильность ресурсов, влияющая на выравнивание цен.
Современному рынку свойственны и конкуренция, и монополия. Модели совершенного рынка встретить в современном мире невозможно, поэтому в большинстве случаев речь идет о несовершенной конкуренции.
Сравнение монополии и конкуренции
В отличие от свободно конкурирующего, монополистическому рынку свойственны следующие признаки:
На рынке есть только 1 продавец, предлагающий уникальный товар. Пример: принципиально новый по своим свойствам товар.
Продавец единолично осуществляет контроль цен, поставок продукции. Конкуренция в условиях монополии невозможна, поскольку продавец не соглашается с ценой, а диктует ее.
Для конкурентов монополиста возводятся непреодолимые препятствия по вхождению на рынок. Взаимосвязь конкуренции и монополии в этом случае прослеживается таким образом: чем выше монополизация, тем меньше конкурентных возможностей на рынке. Таким образом, приходим к выводу, что совершенная конкуренция и чистая монополия – понятия, прямо противоположные, но они являются неким эталоном для сравнения других форм рынка.
Рынку в условиях монополии свойственно наличие дефицита.
Понятие конкуренции и монополии: естественные и искусственные барьеры
В современных рыночных условиях монополизация не может восприниматься только лишь как враг покупателей и, возможно, общества в целом. В ряде случае монополия просто необходима, таким образом возникают естественные монополисты. В качестве примера можно привести газовые предприятия, организации водоснабжения, линии связи. В большинстве случаев подобные компании принадлежат государству, которое контролирует их работу.
Для чего нужные естественные монополии? Для экономии ресурсов, поскольку крупная организация обладает рядом конкурентных преимуществ перед более мелкими: низкие издержки, большая мощность и техническая оснащенность, высокая производительность труда и т.д.

(27 баллов)