Начать, я думаю, можно с рассуждения о теме дороги в поэме, ведь этим образом завершается 1том. Традиционно эта тема преследует две задачи: показать дорогу как возможность для нравственной эволюции героя и дорога - как возможность преодоления просторов России. Гоголь отказывает Чичикову в эволюции, герой не совершает ни одного поступка, который можно было бы назвать нравственным. Но, описывая дорожные скитания своего героя, Гоголь даёт образ живой, могучей страны, эти заветные для Гоголя мысли он выразил в лирических отступлениях (запущенный сад Плюшкина, прекрасный своею естественной красотой, рассуждения о меткости и образности русского слова) . Вспомните, как Собакевич расхваливает свой "товар": крестьян уж нет в живых, а память о них не умерла, т. к. они оставили напоминание о себе в тех материальных вещах, которые создали (сапоги, рессорные кареты). Рассказывая о них, даже Собакевич становится поэтом. Путешествуя по России вместе с Чичиковым, читатель видит разные проявления деградации личности на примерах помещиков, ведь мёртвые души - это они и есть. А природа вечно жива и прекрасна, прекрасны люди труда, умеющие одним словом обрисовать человека с ног до головы. Прекрасна Россия, мчащаяся в неведомую даль истории, писатель верит, что её ждёт счастливое будущее ( последняя страница 1 тома) . Всё это открывается нам, когда мы следуем за героем.