Одиночество в творчестве и лирике М.Ю. Лермонтова

0 голосов
47 просмотров

Одиночество в творчестве и лирике М.Ю. Лермонтова


Литература (24 баллов) | 47 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Я к одиночеству привык, 
Я б не умел ужиться с другом, 
Ни с кем в Отчизне не прощусь — 
Никто о мне не пожалеет!.. 

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения: 

Изгнаньем из страны родной 
Хвалюсь повсюду, как свободой... 

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество. 
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. 
В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: 

Дайте раз на жизнь и волю, 
Как на чуждую мне долю, 
Посмотреть поближе мне. 

А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу: 

Одинок я — нет отрады: стены голые кругом... 

Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: 

Нет на устах моих грешной молитвы, 
Нету ни песен во славу любезной... 

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. 

Смерть, как приедем, подержит мне стремя; 
Слезу и сдерну с лица я забрало! 

Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. 
Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, “...нет пушкинского разгула на пиру жизни”. 

(142 баллов)
0

не зачто я помогу всегда по литературе аха и кстати мне 10 лет