Перед нами картина Шевандровой "На террасе. Сюжет картины незамысловат - раннее утро, на террасе сидит юноша и увлеченно читает книгу. О чем эта книга? Кто этот молодой человек? Мы не знаем. Только восприятие зрителя позволяет нам домысливать содержание картины. То ли юноша готовится к экзаменам и сосредоточился на математических закономерностях, то ли воображение унесло его в тропические моря со зловещими пиратами, роковыми красавицами? В таком случае пейзаж за окном приобретает черты тропического леса, где блуждает сознание юноши, а может быть это просто южный городок, где стоит домик с деревянной террасой, и в открывшемся пространстве видны деревья, заплетенные виноградной лозой?
Ясно только, что юноша, который с увлечением читает книгу, устроился удобно, хотя дощечка, на которой он сидит не широкая, но увлеченный действием, о котором он читает, не чувствует неудобства. Сейчас
редко встретишь человека, который с таким увлечением читает бумажную книгу, большинство молодежи перешли на Интернет, но это картина создана в докомпьютерную эпоху и своей простотой, безыскусностью создает самые положительные эмоции. Около нее хочется стоять и размышлять - где происходит это действие, где этот "домик, окнами в сад". Будет приятно вспомнить яркий летний полдень в осеннюю пору, среди слякоти и непрерывного мелкого дождика. Так приятно смотреть на летнее утро, на безмятежно читающего человека. Конечно, может быть он готовится к экзаменам и вышел на террасу, чтобы никто ему не мешал, но вряд ли. Скорее всего, он все же следит за приключениями благородного пирата Блада, за сложными взаимоотношениями пирата и Арабеллой и волнуется за них.
А может быть он читает стихи знаменитых поэтов, вслушиваясь в чеканные ритмы Брюсова, или Гумилева, наяву представив себе: - " Быть может эти электроны - миры, где пять материков, где преступленья, войны, троны и память сорока веков". Мы этого не знаем и никогда не узнаем.
Хорошая картина должна будить воображение зрителя, давать простор его фантазии и эта картина как нельзя лучше предназначена для этого.
Сам колорит картины настраивает на позитивное восприятие сюжета. Никаких мрачных туч, никаких угроз ни со стороны природы, ни со стороны людей. Вся картина дышит спокойствием и безмятежностью, что очень
ценно в наше время. При взгляде на картину ты пропитываешься тем же самым покоем и безмятежностью. Только хорошая картина может сравниться со словами Фета:
Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Так же и художник закрепляет мгновение, увиденные зорким взглядом и преходящее, мимолетное становится вечным и продолжает своё существование во все времена.