Что такое живой уголок? Это что уголок комнаты вдруг ожил? Спрятался под кровать и глядит оттуда блестящими глазами. Нет, конечно. Живой уголок получается тогда, когда соберут различную живность в уголке, в комнате, в доме. Собрали и стали за ней вместе ухаживать.
А что это за живность? Может быть, живность это когда собрали трех Наташ, одну Свету, Павлика, Валеру и двух Алеш? Собрали их, стали за ними наблюдать и ухаживать. Нет, наверное, это тоже не живой уголок. Скорее всего, это просто группа ребят. Если они увлечены одинаковым делом и вместе его делают, то это кружок. Вместе рисуют – рисовальный, вместе пляшут – танцевальный. Конечно, они живые и их можно назвать живностью. Живой уголок из них все-таки не получится.
В живом уголке собраны не люди. Он состоит из других живых существ. Это всякие животные, да и растения. Люди же в таком уголке заняты ухаживанием за своими питомцами. Они кормят животных, чистят клетки, поливают и подкармливают растения. Поэтому-то уголок и становится живым, там все растет, цветет, бегает по вольерам, поет песенки. Работники такого уголка – дети. Их называют юными натуралистами или сокращенно юннатами. Они должны хорошо знать потребности своих питомцев, чувствовать, когда тем плохо, знать, чем им можно помочь.
Но если в живом уголке живут не люди, то значит не они здесь и главные. Не ради них он создан. Странно было бы описывать жизнь живого уголка, рассказывая о мальчиках и девочках, которые ухаживают за животными, поливают растения. Так, например, хорошая девочка Света занимается со своим любимым хомячком Гошей. Кто же из них обитатель живого уголка? Конечно, нам интересно узнать, что делает Света, что она за человек. Но причем здесь живой уголок? Ведь его житель вовсе не Света, а ее загадочный для нас питомец. Он совсем на нас не похож, у него удивительные повадки. Если Свету мы легко поймем, ведь она такая же, как и мы, то Гошу понять значительно труднее. Говорить он не умеет, ничего объяснить не в состоянии. Нужно самим догадываться. Здесь потребуется наблюдательность, терпение и очень большая сообразительность. Причем относиться к хомячку нужно с не меньшим уважением, чем к Свете.
В то же время в общении с ним понадобится даже больше такта и аккуратности. Ведь Гоша нас не понимает, побаивается. Мы же значительно крупнее его. Будет правильно, если мы станем о нем заботиться и его защищать. Так что жители живого уголка это те живые существа, которые требуют заботы и внимания людей. Люди в нем: Светы, Коли и Валеры – это кружок юных натуралистов. Рассказываем о кружке, тогда главные герои нашего рассказа люди. Рассказываем о живом уголке – главные герои животные и растения.
Что же можно рассказать, если главные герои животные? Они не думают, не мечтают, не играют на музыкальных инструментах. Пусть они не люди, но разве не интересно какой характер у попугайчика и что за отношения у него сложились с местной кошкой. А кто может знать, как в аквариуме охотится хищный клоп, и за каким камушком там отдыхает рыбка шиповка? Конечно, эти удивительные и часто захватывающие истории расскажет нам наш аквариум. Как же он может их рассказать? А молча. Нужно только понаблюдать, как это все в нем происходит.
Свои истории и у растений. Интересно узнать, что необходимо для жизни проросшим только что огурчикам. Как они по способности выживать отличаются от молодых растений гороха или помидор. Растут они в разных баночках, но на одном подоконнике. Вот и можно все это пронаблюдать.
А теперь, если вы поняли истории, каких героев самые главные в жизни живого уголка, то вперед! Давайте знакомится с удивительными растениями и животными. А юные натуралисты Коли, Светы, Павлики помогут нам. Они не обидятся на то, что не стали главными в наших рассказах. Все равно эти ребята будут в них присутствовать, потому что они хорошо знают, как ухаживать за питомцами. Ведь именно они создали наш живой уголок.