Онегин
- главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, "Наследник
всех своих родных", как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим
Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам
Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен
легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его
""хорошести"", как-то: манеры, способности вести разговор, все эти
положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то
неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время
всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого
конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе,
подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с
Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с
другом воспоминаниями минувших дней...
Мне самому, Онегин
показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не
обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам,
поручив его убогим гувернёрам - "мосье и мадам", а те в свою очередь
холили парня, лишь ("слегка за шалости бранили", "не докучали моралью
строгой"), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о
себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий
уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других,
способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить
боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость
характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его
злом и остром языке: "Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его
язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных
эпиграмм"
Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем
безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на
протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает
жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в
поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый
промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают
через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее
всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма
и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его
друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он
уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда
только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в
ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство
Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний
об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он
мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются
успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт
все муки любви, сидя заперевшись у себя в кабинете. Онегин уже теперь
не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и
переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о
самом себе...
Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия,
не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к
окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые
задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает
Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными
душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в
Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот,
переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!