1. Статья
посвящена драме Островского «Гроза».
Добролюбов подвергает анализу мнения других критиков о
драме, находя, что в них отсутствует «прямой взгляд на вещи».
2. Добролюбов
сравнивает «Грозу» с драматическими канонами, показывая, что она совсем
не соответствует, следовательно, требует другого критического подхода.
Определение пьес Островского
как «пьес жизни».
3. Анализ
так называемых «лишних лиц» в пьесах: эти лица оказываются столь же необходимы
для пьесы, как и главные: они создают фон, которым определяется смысл
деятельности главных персонажей.
4. Характеристика
«Грозы» как самого «решительного» произведения Островского: «Взаимные отношения
самодурства доведены в ней до самых трагических последствий…фон пьесы,
указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства».
5. Подробный
анализ и характеристика образа Катерины. Катерина – шаг вперед во всей русской
литературе, мотивы ее поступков раскрывают ее как натуру «сильную и свежую»,
склонную к созиданию, воплощение народной идеи.
6. Анализ
концовки и выоды. Тихон, бросающийся на тело жены с восклицанием: «Хорошо тебе,
Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!“. Слова Тихона заставляют
зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые
завидуют умершим».