Комедия Д. И.
Фонвизина "Недоросль" написана на результате XVIII века. Сегодня уже XXI
век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из
основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том
наследии, готовящих России простаку и Скотинин. К Фонвизина слово
"недоросль" не имело судимого значение. Недоучками назывались дворянские
дети, не достигшие 15 лет, т.е. возраста, назначенного Петром I для
поступления на службу. В Фонвизина оно получило насмешливый, ироничный
смысл. Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не
только система образования, но и каждая семья отдельно. До
шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоучка". Едят в
изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители "девичьих".
Ничем не нагружая себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит
быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или
продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и
родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если
они у них есть), каждый по-своему.Митрофан - единственный сын
провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или
государственный служащий. "Похожий на мать" ... Уже этим многое сказано.
Мать, простаков, - жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и
жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала
"ценой подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: "...
друг мой, ты хоть для виду Поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты
трудишься!" "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми,
Метрофанушка. Не учись этой глупой науке! "Мать воспитывает Митрофана по
своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства
она кричит на дворовые девушку Пелагею, что тяжело заболела. Она не
учитывает достоинство тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа,
лишив его свободы и своего мнения, унижает Софью, считая ее приживалки. В
Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и
необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В
некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он
жалеет матушку, что устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто
настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.Слепо и
безрассудно любя сына, простак видит его счастье в богатстве и
праздности. Узнав, что Софья - богатая невеста, мать льстит перед
девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простаку думает,
что со своим умом Митрофан "залетит далеко", сабуваючы народную
мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не
знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Веремиивна, посвятившая всю
свою жизнь службе в семье Простаков, кроме зуботычинами, ничего не
заслужила. К Митрофана пришли учителя, а он рычит: "Шибеник их забери!"
Цифиркину, что хочет хоть чем-то его научить, Митрофан обзывает
"гарнизонным крысой", а после того как не удалось похитить Софью, он
вместе с матерью намерен " приниматься за людей ", то есть пороть слуг.
Итак, простак воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же
получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась "у
разбитого корыта", простак бросается к сыну с возгласом: "Один ты у меня
остался, мой сердечный друг, Метрофанушка!" - И наталкивается на
черствую, грубую ответ сына: "Да отведение ' яжися, маменька, как
навязала! "Бедствия удача" сына есть прямое следствие дурных качеств его
родителей.Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он
полный невежда, не знает ни арифметики, ни географии »неспособен
отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в
моральном отношении, потому что не умеет уважать достоинство других
людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до
понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что
Скотининым-Простаков чуждо гражданское чувство, мысль "быть полезным
своим согражданам" в этих глав прийти не может. Митрофан не рвется ни к
обучению, ни к службе и предпочитает положению "недоучка". Настроения
Митрофана вполне разделяет его мать. "Пока Метрофанушка еще маленькая -
рассуждает она, - пока его и понежить, а там лет через десяток как
выйдет, отведи бог, в службу, всего натерпиться.Много ли
таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: "Не горюй, моя матушка, не
горюй: какой твой сын - таких на свете миллионы. "Мы видим, - говорит
Стародум, - все несчастные следствия дурного воспитания". Сейчас другое
время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде семья.
Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ
мислея и жизнь. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. Похожее
сочинение: Вот злонравия достойные плоды!