В сентябре есть еще насекомые, но уже нет такого многообразия бабочек,
как во время цветения лугов. Осенью встречаются только те насекомые,
которые зимуют во взрослом состоянии, забираясь в трещины заборов, под
опавшие листья (например, жуки). Наблюдения за насекомыми осенью
закрепят у ребят представления, полученные летом, и подведут их к
выводу о связи исчезновения насекомых с похолоданием, листопадом и
увяданием растений. Расскажите о том, что птицам нечем питаться и они
улетают в теплые края.
В сентябре продолжаются наблюдения за бабочками (траурницей, крапивницей), летающими над цветами, вспомните, как много их было летом на лугу и в саду, подчеркните, что теперь их стало меньше.
Предложите
подумать, куда исчезли насекомые в холодное время года. Если дети
этого не знают, нужно предложить им поискать насекомых в щелях заборов,
в куче опавшей листвы или под корой на пне. Подведите детей к выводу,
что многие насекомые не гибнут, а прячутся, готовясь к зиме.В ясный солнечный день можно обратить внимание ребят на летающие нити паутины, предложить поймать паутинку (она легко прилипает к одежде), рассказать, что так передвигается по воздуху на далекие расстояния маленький паучок; его можно заметить, когда он быстро побежит по руке и повиснет на новой паутинке.Привлечь
внимание детей к оставшимся птицам, учить различать их по внешнему виду
(величине, оперению), повадкам, крику. Отметьте, что осенью уже нет ласточек, кукушек, соловьев, скворцов и др.Птицы на юг улетают — Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.