Замысел комедии «Горе от ума» , содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматич. конфликт комедии был выражением борьбы двух обществ. лагерей: феод. -крепостнич. реакции и передовой молодёжи, из среды к-рой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, «...резкая картина нравов» барской Москвы (см. Полн. собр. соч. , т. 10, 1958, с. 121). «Век минувший» фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства.
Крепостнич. дворянству, как и поверхностному дворянскому либерализму (образ Репетилова) , противопоставлен Чацкий, к-рого А. И. Герцен назвал декабристом. В его образе Г. отразил революц. патриотизм декабристов, протест против деспотизма, борьбу за нац. самобытность рус. культуры против рабского преклонения перед иностранным. Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 были опубл. лишь отрывки из неё в альманахе «Русская Талия» ; первое издание, урезанное цензурой, появилось в 1833 (полный текст опубл. в 1862). Комедия стала расходиться в списках. Декабристы распространяли её в целях пропаганды своих идей. В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое.
Появление «Горя от ума» предвещало близкую победу реализма в рус. лит-ре. Жизнь, человеческие характеры Г. раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов в зависимости от обществ. среды, в умении запечатлеть существенные стороны действительности, создавать типические характеры, обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер драматургич. композиции, Г. с нарастающим напряжением ведёт действие комедии, переплетая драму любви Чацкого с его обществ. драмой. Г. выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырёхактным и, взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. «О стихах я не говорю: половина — должна войти в пословицу», — отметил Пушкин (там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус. лит. язык.
Поставленная впервые в Москве в 1831, комедия Г. вплоть до нашего времени была реалистич. школой дня многих поколений рус. актёров.