Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» был опубликован 22 декабря 1836 года в журнале «Современник» . Это было последнее произведение, напечатанное при жизни Пушкина. Роман является художественной иллюстрацией пугачевского бунта.
В небольшом по объему, но емком по содержанию произведении Пушкин дал запоминающееся описание людей и событий в 1772-1774 годах в Оренбургской губернии. Роман содержит пятнадцать глав (вместе с «Пропущенной главой») . В пяти главах действие разворачивается в линейной Белгородской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, на берегу Яика, при жизни коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова.
Крепостью именовалась деревушка с тесными и кривыми улицами, с покрытыми соломой избами, со старой чугунной пушкой у ворот. Вокруг деревни был вал, укрепленный частоколом.
Первую характеристику Миронова в тексте романа дал генерал Андрей Карлович Р. , объяснив Петруше Гриневу: «Ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине» . В команде Миронова было сто тридцать человек, не считая казаков.
Приехавший в крепость Гринев увидел на площадке перед комендантским домом человек двадцать стареньких инвалидов. «Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате» . Он проводил учение. Немного позже Василиса Егоровна дала такой комментарий о своем муже: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше» .
Миронова перевели в Белгородскую крепость «лет двадцать» .
К 1772 году Оренбургская губерния «обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей» . Среди этих народов часто происходили возмущения. Капитан Миронов храбрился, что если башкирцы или киргизцы «насунутся» , то он их угомонит лет на десять.
Из последующих событий читатель понимает, что капитан не угадал реального масштаба назревавшей гражданской войны. Но в этот период времени многие не понимали ситуацию в области.
Иван Кузьмич вышел в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. Жена им управляла и смотрела на дела службы, как на свои хозяйские. После сорока лет службы Мироновы так и не стали состоятельными. Их дочь была без приданого.
При первом вмешательстве в дуэль между Гриневым и Швабриным Василиса Егоровна действовала напористо и четко, а Иван Кузьмич не знал, на что решиться. После повторной дуэли «добрый комендант, с согласия своей супруги, решился… освободить» Швабрина. А мог дать делу и официальный ход, так как поединки были формально запрещены в «воинском артикуле» .
В октябре 1773 года коменданту доставили письмо от генерала с предупреждением о бунте, разорении нескольких крепостей и с приказом «принять надлежащие меры» . Ничего особенного для защиты крепости комендант не придумал. Выставил караулы, ночные дозоры, приказал вычистить пушку, засоренную тряпками и камнями. О необходимости эвакуации женщин сам даже не подумал: Гринев подсказал. Комендант не принял мер к наведению дисциплины в крепости, к заблаговременному выявлению сочувствующих бунту. Накануне приступа казаки покинули крепость и присоединились к пугачевцам.
Оборона крепости не удалась. В контратаке участвовали только трое: комендант, Иван Игнатьич и Гринев. Комендант был ранен в голову и схвачен. Но личную верность присяге комендант проявил. Он заявил Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты! » Увидев его на виселице, Василиса Егоровна закричала: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника! »
У читателя складывается сочувственное отношение к коменданту, к его трудной судьбе, к материальной неустроенности.