Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.
А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»
Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.
Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.) (69 слов.)
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.
Анализ. Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?
План: 1. Гнезда чибисов. 2. Сторож над гнездами. 3. Сигнал тревоги 4. Заманили лису. 5. Где чибисы, поднялись?
При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.
Слова для справок: чибис, построили.