Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным.
В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту — знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии.
В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль.
Учитывая, что в педагогических вузах филологам по-прежнему не читают курсов истории музыки (как и истории изобразительного искусства), предложим некоторые сведения по предмету Музыка в рамках школьной программы. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным.
Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.
Уже с класса на уроках музыки встают вопросы о связи музыки со словом. На уроке по теме «Интонация» учащиеся 11 класса анализируют интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются первые представления о речитативности музыки и музыкальности слова. В III—VIII классах еще больше внимания уделяется внутренним связям музыкальной и литературной речи. Начиная с V класса, интеграция музыки и литературы становится наиболее очевидной для школьников.
Программа раскрывает глубинные связи музыки не только с литературой, но и живописью, скульптурой, архитектурой. Специальная терминология, вводимая на уроках музыки, может закрепляться на уроках литературы с целью расширения словарного запаса школьников; произведения, предлагаемые программой «Музыка», могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках русской словесности, а также в качестве сюжетной основы для устных и письменных сочинений-миниатюр на уроках развития речи.
Ключевое знание первой четверти Vкласса формулируется так: что стало бы с музыкой, если бы, не было литературы? Очевидно, что не только школьников и учителей музыки может заинтересовать этот вопрос. В самом деле, как музыка связана с литературой? Что дает литература музыке?
Анализируя песни-танцы, песни-марши, протяжные песни, учащиеся приходят к выводу, что песня — это не чисто музыкальный жанр, она возникает только при взаимодействии двух искусств: музыки и литературы. Оказывается, не будь стихов, песня как жанр перестала бы существовать. Исполнив голосом мелодию песни-марша, мы получим марш, песня-танец при подобном исполнении обратится в танец. А чем же станет протяжная песня? Попробуйте, пожалуйста, пропеть на гласный звук «а» известную вам песню «Жаворонок» М.И.Глинки на стихи Н.Кукольника («Между небом и землей песня раздается…»). Что получилось? Как называется такой способ исполнения? Верно, получился вокализ (музыкальное произведение, в котором напевная мелодия исполняется на какой-либо слог или гласный звук; упражнение для голоса).Смело включайте в свой лексикон это новое для слово, ребята. Вы услышите его на уроке музыки в сентябре, хорошо, если этот термин прозвучит еще несколько раз на уроках литературы как бы невзначай. Программа по музыке предлагает школьникам знакомство с замечательным концертным сочинением С.В.Рахманинова «Вокализ», которое может украсить урок литературы, посвященный лирической поэзии, И пусть вокализ Рахманинова звучит на уроках литературы не только в V классе: послушав его однажды, вы сами поймете, как легко при помощи этой музыки создать эмоциональный фон на уроке литературы. Важно помнить, что в качестве фона может звучать только музыка без текста (инструментальная или вокализ), а для музыки с текстом необходимо выделять специальное время на уроке.
Слушая «Осеннюю песню» П.И.Чайковского из цикла для фортепиано «Времена года», «Песни без слов» немецкого композитора Ф.Мендельсона, Вариации (музыкальное произведение, основу которого составляет многократно повторяемая мелодия (тема), которая при каждом новом повторении видоизменяется (варьируется)) М.А. Балакирева на тему песни «Жаворонок» Глинки, ребята делают вывод, что прозвучала инструментальная музыка, но мелодия каждого из произведений напоминает песню.