Более трех веков назад в России, вследствие реформ патриарха Никона и московского царя Алексея Михайловича, произошел раскол православной церкви, что привело к длительному противостоянию между двумя ее ветвями. Не вдаваясь в тонкости и причины самой реформы, отметим лишь, что были изменены некоторые моменты в церковной службе, которые большинство населения России приняло без особых на то возражений. Но, на наш взгляд, церковная реформа стала лишь причиной, искрой, взорвавшей и расколовшей русское общество на два непримиримых лагеря. Для русского народа были еще памятны годы «великой смуты» в начале XVII века, когда лишь объединившись, страна, нация смогла остаться единой. Однако полного «выздоровления» общества, как показали события второй
половины XVII века, не произошло. Внутри страны возникла оппозиция, в которую входили различные социальные слои населения, не принявшие как реформу, так и позицию государственных структур, инициировавших ее. Главные причины неприятия скрывались прежде всего в отчетливой ориентации властей на западную культуру, что началась до знаменитых преобразований Петра I.
Слабость государственных позиций в Поволжье, на Русском Севере и в Сибири привела к возникновению в этих местах старообрядческих общин, лидеры которых повели непримиримую борьбу не только с церковными, но и гражданскими властям. Главным методом, наряду с побегами из мест традиционного проживания в глухие леса, болота, горы, стали массовые гари, когда в огонь по собственному желанию бросались не только взрослые, но и умудренные опытом старики, женщины с грудными детьми. В одночасье пустели крестьянские поселения и даже целые волости. Путешественники с ужасом сообщали, что иногда проезжали по несколько десятков сел и деревень и нигде не встречали ни единой «живой души» - все или сбежали, или «самоохотно погорели». Стоит ли говорить, что приходили в запустение поля, не платились подати, государство терпело явные экономические убытки.