Не знаю то ли это..
А.И. Куприн в лучших своих произведениях
отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его
яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий
русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая
демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно
Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее
актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору
его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то
ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы /"Сны"/. В 1889
году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый
небольшой рассказ в журнале "Русский сатирический листок", который
называется "Последний дебют". За опубликование рассказа без разрешения
начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку
/1894 год/ и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских
газетах.Интересным литературным явлением была серия очерков
"Киевские типы" /1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали
существенные черты пестрой городской обывательщины и людей "дна",
характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы
студента-"белоподкладочника", квартирной хозяйки, богомолки - ханжушки,
пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже
.в 90-ые годы на материале армейского быта в рассказах "Дознание",
"Ночлег" писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе
"Дознание" возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина
Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают,
заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую,
бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения.
Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с
загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате - взрыв
стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л.
Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за
страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в
творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем.
Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где
познакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет
большую повесть "Молох". Здесь он значительнее и глубже, чем его
предшественники /Чехов/, отразил противоречия между трудом и капиталом. В
повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан
убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель
показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно
гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на
проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает
капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным
идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением
Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует
никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не
прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса /"нам
принадлежит будущее", "мы соль земли"/. Бобров с брезгливостью наблюдает
сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом
становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны
двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой
стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие
страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести
ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией
Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к
завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном
бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для
расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких
масштабах уже не обращался. Писатель не был связан с революционным
движением, многое емубыло неясно в социально- политических проблемах времени.....