Новые социально-экономические процессы подтачивали устои общины.
Углублялось имущественное неравенство крестьян-общинников. Немногие кулаки-
мироеды могли держать в кабале всю общину. Разоряющиеся крестьяне
свертывали свое хозяйство, сдавали в аренду свои наделы за бесценок или за
исполнение своих повинностей и уходили в город. Распадались патриархальные
устои крестьянской семьи: участились семейные разделы, падала власть
"большака" в семье. Менялись традиционные общинные порядки: исчезал
институт "совета старейшин", решавший ранее общинные и семейные дела,
зажиточные дворы откупались от натуральных повинностей, которые
перекладывались на бедных. Тем не менее, русская крестьянская община
продолжала сохранять свою устойчивость. Впоследствии, в ходе революций,
деятельность общин была оживлена, и ее социальная роль существенно
возросла.
Функции общины носили сложный и противоречивый характер. С одной
стороны, община выполняла роль демократических организации, товарищеского
или соседского союза, с другой, она была фискально-полицейским инструментом
у государства для выколачивания с крестьян податей и поддержания "порядка"
в деревне.