Сцежки кандрата крапивы

0 голосов
114 просмотров

Сцежки кандрата крапивы


Литература (18 баллов) | 114 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
КРАПИВА Кондрат (настоящая фамилия Атрахович Кондрат Кондратьевич; 5.3.1896, д. Низок Узденского р-на — 7.1.1991), белорусский драматург, баснописец, прозаик, языковед. Народный писатель Беларуси (1956). Академик НАН Беларуси (1950, член-корреспондент с 1940). Доктор филологических наук (1953). Герой Соц. Труда (1975). Заслуженный деятель науки Беларуси (1978). Учился в церковноприходской школе в д. Низок Узденского р-на, Узденском народном училище, 4-классных городских училищах в Столбцах и Койданово (ныне Дзержинск). В 1913 экстерном сдал в Минске экзамен на звание народного учителя. В 1914—24 работал учителем в д. Мнишено на Минщине, деревнях Каменка и Островок на Узденщине. В 1925—26 был инструктором Центрального бюро краеведения в Минске. Окончил БГУ (1930). В 1932—36 работал в журнале «Полымя». Во время Вел. Отеч. войны был ответственным редактором сатирической газеты-плаката «Раздавiм фашысцкую гадзiну», затем в 1945—47 — журнала «Вожык». С конца 1940-х гг. работал в НАН Беларуси: с 1947 заведующим сектором языкознания Института языка, литературы и искусства, с 1952 директором Института языкознания, с 1956 вице-президентом Академии наук Беларуси, 1982 ведущим научным консультантом Института языкознания. Автор многочисленных сатирических произведений, в которых остроумно и метко изобличал отрицательные явления повседневной жизни, предрассудки, бытовое бескультурье, сплетничанье, пьянство, шарлатанство и дутую претенциозность. Яркость языкового колорита, афористичность авторского слова особенно заметны в баснях К., которые стали неп¬ревзойдёнными образцами этого жанра в белорусской литературе («Декрет», «Махальник Иванов», «Гордый Парсюк», «Дипломированный Баран», «Папа-Заяц» и др.). Отдельно стоят его сатирические рассказы «Вот тут и пиши», «Идеи», «Люди-соседи», «На алкогольном фронте», в которых освещены реальные, неприукрашенные проблемы, имеющие место и в современной жизни. С 1933 главным жанром К. стала драматургия. Его перу принадлежат политически заостренная пьеса «Конец дружбы» (1933), героическая драма «Партизаны» (пост. 1937), психологические драмы «Проба огнём» и «С народом» (обе пост. 1948), «Люди и дьяволы» (пост. 1958). В сатирической комедии «Милый человек» (пост. 1945) осуждал и высмеивал коррупцию, приспособленчество, в фантастической комедии с глубокой философской проблематикой «Врата бессмертия» (пост. 1974, Государственная премия Беларуси 1974) размышлял о сущности человеческой жизни" и природе смерти, противоречивости научного прогресса, о проблемах экологии. Лирическая комедия «Поют жаворонки» (пост. 1950, Государственная премия СССР 1951) посвящена послевоенной сельской жизни, пьеса «Заинтересованная личность» (пост. 1953) — рабочей тематике. Особое место в творчестве К. занимает сатирическая комедия «Кто смеётся последним» (пост. 1939, Государственная премия СССР 1941), в которой драматург с большим мастерством изобличал воинственную псевдоучёность, карьеризм, практику доносов, подавление личности в тоталитарном обществе. Kомедия — выдающееся достижение белорусской сатирической литературы, оказавшее влияние на многих драматургов. К. был редактором «Диалектологического атласа белорусского языка» (1963) «Белорусско-русского словаря» (т. 1—3, 3-е изд. 2003). Он автор научных работ по литературоведению и языкознанию, критических статей по 3 белорусской литературе и языку. Принимал участие в комплексе работ по белорусской лингвогеографии (Государственная премия СССР 1971). Переводил на белорусский язык произведения русских и зарубежных писателей. Его произведения переведены на многие языки мира. О нём создан документальный фильм «Кондрат Крапива" (1983, реж. М.Купеева). Имя К. присвоено Институту искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, Узденской средней школе №2.
(14 баллов)