В «Дубровском»
крепостники-помещики, продажные чиновники были изображены Пушкиным с
реалистической точностью и конкретностью. Жестокий самодур Троекуров,
внешне культурный князь Верейский даны на широком социально-бытовом
фоне, что подчеркивало их типичность. Зато с неизменным и несомненным
сочувствием нарисованы Пушкиным образы крестьян, в частности кузнец
Архип, спасающий с риском для жизни кошку после того, как он же поджег
избу с находившимися там судейскими чиновниками. Крестьяне у Пушкина
оказались более жизненно и психологически достоверны ми, чем их
предводитель Владимир Дубровский, образ которого был создан в
соответствии с традициями романтического искусства.
По существу, у Дубровского нет ничего общего с крестьянами. Он горит
желанием отомстить Троекурову за личную обиду. Бунт же крестьян носит
социальный характер. И закономерно, что как только восстание подавлено,
Дубровский покидает своих крестьян. Очевидно, дальнейшие личные
приключения Дубровского (они были намечены в сохранившихся планах)
Пушкина уже не очень интересовали. Художественная структура романа
получилась неоднородной: реалистическое изображение русской жизни с
массой колоритных бытовых подробностей не сочеталось с традиционным
образом «благородного разбойника», с которым были связаны всякого рода
романтические приключения. Возможно, это ощущал и сам Пушкин, оставив
роман незаконченным. К тому же в это время у него созревал другой
замысел, возникший еще до начала работы над «Дубровским». Речь идет о
«Капитанской дочке», связанной с «Дубровским» единством замысла:
крестьянское восстание и место в нем дворянина.