Основной задачей было полное искоренение с духовной жизни
общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и
пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в
сознании народа, пропаганда превосходства социалистического режима:
- ликвидируется понятие свобода слова (К середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных
книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые
научные и литературно-художественные журналы. В 1922 г. был учрежден
Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. Многие
общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в
оппозиции к советской власти, например Всероссийский учительский
союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз деятелей искусств и
др., были распущены. )
-масштабная антирелигиозная борьба, распространение атеистической пропаганды (с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и
верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были
приверженцами монархии, массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в
себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви
часто использовались в качестве складов, мастерских )
- борьба с неграмотностью населения ( Создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года),В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации
неграмотности среди населения России». Все граждане в возрасте от 8 до
50 лет должны были обучаться грамоте на родном или русском языке.
За уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, В 1923 г. основано добровольное общество «Долой неграмотность», создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и
письму. К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к
концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %.)
В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов
проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании)
отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи.
Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались
рабочие факультеты (рабфаки).