Темп и характер музыки
Средние темпы достаточно нейтральны, музыка в среднем темпе может быть самого разного характера, исключая, однако, некоторые крайние случаи – глубокий и полный покой или, напротив, стремительное движение, сильное возбуждение. Специфическое значение средний темп приобретает в сопоставлении с иным: после медленного он воспринимается как проявление активизации, а после быстрого – как успокоение.
В медленных темпах звучит музыка, передающая состояния покоя (романс С. В. Рахманинова «Островок»), печали (русская песня «Лучина»), музыка торжественная и возвышенная (И. С. Бах. Чакона, С. С. Прокофьев. Главная тема «Здравицы»).
В быстрых темпах воплощается прежде всего разного рода движение (М. И. Глинка. «Попутная песня», С. М. Слонимский. «Мультфильм с приключениями»), но также и внутреннее смятение, драматические коллизии (Токката М. Равеля,«Basso ostinato» P. К. Щедрина).
Темп – важнейшее средство контраста; не случайно многочастные (циклические) произведения – сонаты, симфонии, концерты, сюиты – состоят из частей в разных темпах. Возникли даже «темповые термины»: сонатноеAllegro, медленная часть, балетноеAdagio и др.
Агогика (от греч. agogn - увод, унесение) - небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин "А." применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области A., обозначались как "свободное Tempo rubato ". А. способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогич. отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается.
Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая А. применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается А. иного типа - торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т.п. Хотя А. возникла вместе с самим муз. иск-вом, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма.
Особым видом А. является Tempo rubato.