В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина,
презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие,
которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но
безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но
беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в
детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса
домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого
кобеля» , кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В
нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом
благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим
счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.
Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы» . Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым» . Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.