Главным героем повести Пушкина "Станционный
смотритель" является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого
человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому
человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет
красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была
всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции.
Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня
ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать,
Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил
дочке ехать с молодым человеком, сказав: "Ведь его высокоблагородие не
волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви". Дуня уехала и больше не
вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была
ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик
слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел
гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в
красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить
с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на
станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и
выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и
вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в
самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина,
рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного
сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав
до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка,
где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон "уходит" от дочери.
Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен
представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными
друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы
заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину
правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским.
На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин,
оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в
старика. Последняя картинка говорит о "возвращении" отца к дочери
после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь
Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так
Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье
дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в
нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в
церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с
дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает
ограниченность мыслей "маленького человека", не способного верить и
надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять
природу этих самых мыслей.