Большое внимание в своей колониальной политике английская буржуазия уделяла «белым» колониям. Так назывались территории в Америке, Африке, Австралии, освоенные переселенцами из Великобритании и частично из других европейских стран, но подчинявшиеся английской короне. Создание таких переселенческих колоний помогало решать многие экономические и политические задачи. Почти на всех континентах (кроме Азии) появились опорные пункты, усиливающие английское влияние и стратегические преимущества. Прибывавшие в новые места переселенцы нуждались в английских промышленных товарах; так создавались новые рынки их сбыта. Наконец, в колонии уезжали люди, не находившие работы в Англии. Таким образом, достигалось некоторое ослабление безработицы, а значит – и недовольства в массах трудящихся. Среди переселенцев было немало политически активных людей, в том числе бывших чартистов, и правящие круги Англии рады были избавиться от этого «горючего материала». Возможность эмиграции в колонии была немаловажной дополнительной причиной относительной слабости английского рабочего движения.
Создание переселенческих колоний сопровождалось безжалостным истреблением коренного населения, физическим уничтожением целых племен и народов. Такая участь постигла аборигенов Австралии, где до английского вторжения прожинало около 500 племен. После открытия Австралии было учреждено несколько английских колоний, которые первоначально заселялись каторжанами и ссыльными. Они-то и положили начало зверскому истреблению местного населения; им нужны были земли для развития овцеводства, дававшего шерсть – сырье для английской промышленности. Постепенно стали возникать промышленные предприятия, появились крупные овцеводческие хозяйства. Капиталистические отношения развивались и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Население быстро росло, особенно после того, как в одной из колоний – Виктории – было открыто золото.
Золотая лихорадка 1850-х гг. привлекла «искателей счастья» из разных стран, но выходцы из Англии преобладали. Разбогатеть удалось лишь единицам, а остальные превратились в наемных рабочих. В результате массовой эмиграции белое население Австралии к 1861 г. составляло уже 1 млн. 200 тыс. человек.
В Новой Зеландии, которая осваивалась почти одновременно с Австралией, местные племена маори оказали захватчикам упорное сопротивление. Посланная на их усмирение большая английская армия истребила несколько десятков тысяч маори. Белые поселенцы завладели их землей. Но все же здесь сохранилась часть местного населения, так что Новая Зеландия оказалась не чисто переселенческой колонией, как Австралия или Канада, й не колонией типа Индии, где аборигены составляли основную массу населения. В этом промежуточном характере заключалось своеобразие Новой Зеландии в системе английских колониальных владений.