Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда:
а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти
является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное
раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры. Все это, однако, не является
чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вместе или порознь - можно обнаружить в
истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии
обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в
отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы
политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в
конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был
естественным для этого времени. Подавление человека , его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в
пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без
организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство,
заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ -
составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене,
каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.