Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Свобода ограничена свободой других людей, морально-этическими нормами, законами. А может, её вообще нет? Мартин Лютер говорил о том, что свободы нет, так как всё предопределено Богом. Конечно, во времена Эпохи Возрождения сохранялось религиозное мировоззрение как государственное, и мерили свободу по нему.
В наши дни свободный человек прежде всего - свободный экономически. Если он имеет немалое состояние, то он свободен. От чего? Возможно, в условиях классовой системы (в Англии её культ очень велик и значителен) человек будет спасён от нищеты. И не зря. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский, нищета - это то, за что презирают. Что может делать сверхбогатый человек? Может дальше жировать, обделяя тех, кто находится ниже него или раздавать деньги на нужды других людей. Президент Уругвая Хорхе Мухика тратит 90% доходов на благотворительность. Уругвай - далеко не богатая страна, сильно зависимая от Аргентины и Бразилии, но и бедной назвать её нельзя. А вот в Украине правительство сдирает деньги с народа, постоянно повышая цены в стране. Инфляция составляет 20-30%. К тому же, деньги уходят не на выплату долгов России, ЕС, МВФ, а на продолжение никому не нужной бойни в Донбассе.
В наши дни стоит один проблемный вопрос: является ли свободным выбором осознанная необходимость идти в рабство? Я думаю, что нет. Если человек идёт в рабство сам (в Мавритании такая система сохранялась, негры шли работать на арабов. Сейчас в стране рабство как бы законодательно запрещено, но его пережитки хорошо сохранились), то своей свободы он лишается.
Шарль Луи Монтескье считал, что свобода - это всё, что не запрещено законом. Действительно, закон - ещё один ограничитель вседозволенности. Ведь свобода и вседозволенность - разные вещи. Вседозволенность нарушает жизненное пространство многих людей, что часто и происходит.