Для сравнения возьмём представителя века «отцов» — Фамусов, и века «детей» — Чацкого. Оба мужчины являются полными противоположностями друг друга.
Фамусов – человек, который во всём ищет себе выгоды: продвижения по службе или финансово. При взгляде на людей в первую очередь смотрит на их чин, состояние и родословную:
Кто беден, тот тебе не пара Сторонник старых принципов Москвы, которые уже прогнили насквозь и ныне пропитаны притворством, лицемерием и лестью. Чацкий же ищет не выгоды, а знаний. Человек он красноречивый, честный и искрений. Сторонник европейских идей и в тоже время патриот, он выступал за изменения России, становления её на путь развития.
Вот только было одно серьёзное препятствие к развитию России. Им являлось крепостное право, ведь из-за него дворяне не нуждались в обучении и не зарабатывали сааме себе на жизнь. Иными словами дворянство было нетрудоспособным и полностью зависело от крестьян.
Большинство социума Российского государства состояло из сторонников мнения Фамусова. И именно в такую среду, на бал, попадает Чацкий со своими новыми взглядами на мир.
Следуя своей натуре, Александр Алексеевич высказал дворянам всю правду, что видел перед глазами, чем задел каждого. И когда послышались мимолётные слова о его сумасшествии, толпа с удовольствием переняла это и раздула слух.
В этой конфликтной ситуации есть один победитель – век минувший, но это не так, ведь Чацкий не до конца проиграл. Он оставил свою точку зрения и свои идеалы, что немаловажно.
В произведении Александр Алексеевич не одинок, среди московской интеллигенции был ещё один его сторонник. Им был племянник Скалозуба, который уехал в деревню читать книги.
«Горе от ума» по иному говорится – «Страдание от знаний». Следуя названию, герой должен страдать и горевать оттого, что он умён. Правда название не до конца оправдывает ожидаемого, ведь мы не видели убитого горем Чацкого. Он принял всё не слишком близко к сердцу, но и не слишком далеко. Он принял всё как должное и просто сделал выводы о плачевном состоянии России.