Тургенев - художник, чья известность давно перешла во всемирную славу, а мастерство давно признано многими писателями в России и за рубежом. Его репутация «человековеда» и «сердцеведа» общепризнана и подтверждается тургеневедами разных поколений. Его интересовал прежде всего «строй души человеческой личности, соотношение характера с воздействиями окружающего мира» (1). Своего пристрастия к «внутреннему человеку», к тайнам души автор «Дворянского гнезда не скрывал: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдой людской физиономии» (П., XI, 31).В современном литературоведении и в тургеневедении в частности проблемы художественного характера разрабатывались давно и достаточно плодотворно (2). Но детальное исследование характерологии тургеневских героев по существу начинается в последние десятилетия XX века. Хотя целый ряд известных ученых так или иначе касались этого вопроса, ограничимся лишь перечислением основных положений научных изысканий, которые послужили теоретико-методологической основой диссертационного исследования.Мысль, высказанная М.Б.Храпченко, увидевшего в Тургеневе художника «социального и психологического динамизма», получила развитие в работах Г.Б.Курляндской и О.Н.Осмоловского (3). Их привлек внутренний динамизм характеров, способность к эволюционированию. С.Е.Шаталов и Г.А.Бялый обратили внимание на использование «тайного» психологизма как средства раскрытия характера и принципов тургеневской типизации (4). В.М.Маркович, автор известной монографии «Человек в романах И.С.Тургенева» предложил типологию тургеневских героев, на основе которой выстраивается иерархия характерологических типов с их последующими социально психологическими характеристиками. Интересны и содержательны работы В.М.Головко особенно его толкование концепции личности (5).Кроме того имеется ряд кандидатских диссертаций, выполненных аспирантами и соискателями китайского происхождения. Можно назвать работы Чжан Цзяньжун «Проблематика и поэтика повести «Фауст» Тургенева». М., 1991; Ван Лие «Своеобразие психологизма в повестях ИСТургенева о первой любви: «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды». М., 1996; Ли Хи Су «Типология женских характеров в романах и повестях И.С.Тургенева». М., 1999. Необходимо назвать еще диссертацию И.П. Шайкиной «Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С.Тургенева», защищенную в Волгограде, правда на материале романов «Дым» и «Новь».Большой интерес вызывал и до сих пор вызывает типология женских образов. Женщины Тургенева - тема в литературоведении не новая. Уже Д.И.Писарев отмечал разнообразие женских характеров в произведениях писателя. И это связано с одной особенностью творчества Тургенева: сам автор «Рудина» был убежден, что «всякий писатель старается прежде всего верно и живо воспроизводить впечатления, вынесенные им из собственной и чужой жизни» (С: IX, 395). Писатель верит, что исходная точка в творчестве не идея, а живое лицо. И эти принципы и лежат в основе создания женских образов. Главная же задача - раскрыть нравственную силу и духовную красоту, источником которых является слияние истины, добра и красоты, а также жертвенного подвига любви. Истинно «тургеневские женщины» умеют любить...