Январь. У камелька.»Править
Эпиграф из А. С. Пушкина:
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
«Февраль. Масленица»Править
Эпиграф взят из П. А. Вяземского:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»
В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.
«Март. Песня жаворонка»Править
Эпиграф из А. Н. Майкова:
«В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны...»
«Апрель. Подснежник»Править
Эпиграф из А. Н. Майкова
«Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...»
«Май. Белые ночи»Править
Эпиграф из А. А. Фета:
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства вьюг и снега,,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»
«Июнь. Баркарола»Править
Эпиграф из А. Н. Плещеева:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
«Июль. Песня косаря»Править
Эпиграф из А. В. Кольцова:
«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»
«Август. Жатва»Править
Эпиграф из А. В. Кольцова:
«Люди семьями
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены,
От возов всю ночь
Скрипит музыка.»
«Сентябрь. Охота»Править
Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):
«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»
Охота. Сентябрь. Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
«Октябрь. Осенняя песнь»Править
Эпиграф из А. К. Толстого:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...»
«Ноябрь. На тройке»Править
Эпиграф из Н. А. Некрасова:
«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»
«Декабрь. Святки»Править
Эпиграф из В.А. Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»
«Святки». Декабрь. Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.