Лирика Пушкина удивительно разнообразна как по жанрам, так и по тематике произведений. Кроме того, очень часто поэт нарушает общепринятые каноны и творит на стыке жанров: в результате получаются произведения, сочетающие в себе, например, признаки пейзажной зарисовки и послания, баллады и элегии.
Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской», «философской» и «любовной» лирикой, в творчестве Пушкина выделяют «пейзажную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт описывает те или иные состояния природы, излагает свой взгляд на законы ее бытия, на особенности взаимодействия человека с окружающим миром.
Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «пейзажной лирике», является стихотворение «Зимнее утро».
Стихотворение по внешним признакам вполне можно отнести к пейзажной лирике. Однако Пушкин часто нарушает общепринятые жанровые нормы, выходя из стро-
3 Зак. 3543
го очерченных рамок. В данном случае в стихотворении присутствуют признаки послания, отчасти элегии.
Несмотря на то, что стихотворение строится как пейзажная зарисовка и имеет определенные признаки послания, по своему содержанию и философскому наполнению оно далеко выходит за пределы означенных жанров.
Пушкин не просто описывает природу, но максимально ее «очеловечивает», показывает явления, в ней происходящие, глазами людей. Картина солнечного зимнего утра для поэта не предмет для созерцания, но повод для радости, активного действия, сопереживания и соучастия с происходящим. Природа у Пушкина во всем подобна человеку. У нее такой же изменчивый характер. Обращаясь к своей возлюбленной, поэт призывает ее насладиться красотой мира («мороз и солнце; день чудесный»). Он подчеркивает изменчивость природы, ее «живой» нрав.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Несмотря на вчерашнюю бурю, поэт знает, что солнце рано или поздно выглянет из-за туч, что все переменится, что все будет хорошо — ведь иначе и быть не может, поскольку мир есть творение Божие, а оттого изначально благословенен.
Примечательна стилистика стихотворения. В самом начале повествования тон возвышенный, торжественный:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
При упоминании о вчерашней буре тон становится напряженным, выполненным во многом в духе романтической эстетики:
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
Когда же речь заходит о настоящем моменте, стилистика парадоксальным образом снижается. Возникают вполне бытовые детали, даже просторечия («кобылка», «санки», «печь», «лежанка»). Однако таким на первый взгляд нелогичным ходом Пушкин добивается поразительного эффекта. Он доводит до читателя мысль, что надо уметь радоваться простым, вполне банальным вещам. Он говорит о том, что главное свойство души человека — это любовь к миру, творению Всевышнего. Ведь если мир благословенен, то благословенна в нем и каждая мелочь, каждый его самый незначительный, малый кусочек.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Любуясь огнем, горящим в печи, бегом «нетерпеливого коня», даже «полями пустыми», поэт тем самым любуется красотой всего мира, который добр и благословенен, а вместе с тем и открыт и прост, но только для тех, кто понимает и принимает законы, на которых строится бытие. А это законы любви, гуманности и сострадания.
Для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви. Эти идеи характерны для всего творчества Пушкина, но с особой силой воплотились в строках из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», которое во многом перекликается с приведенными выше строками:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Итак, благословение мира и бытия во всех его проявлениях, восприятие жизни в качестве непрерывного движения, способствующего обновлению — характернейшие черты мировоззрения Пушкина, что в полной мере отразилось в стихотворении «Зимнее утро». Вера в светлое предназначение человека, его изначальную благость, бо- гоподобность и устремленность к счастью во многом сближает Пушкина с деятелями европейского Возрождения. По мнению многих исследователей, для России, в которой не было Возрождения, подобного европейскому, Пушкин и был Возрождением в полном смысле этого слова.