1Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
2)Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. Идея:создать гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.
3)Композиция:Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.
Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.
В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.
4)Лирическим героем является сам автор.
5)Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).
Сложные предложения, использована инверсия.Изобразительные средства иносказания:
эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».
6)По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.
7)Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия — «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.
8)Размер:
Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.
Ритм и рифма, способы рифмовки:
Рифмовка перекрестная.
9)На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.
10)Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.