Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева – художника проступает в романе «Отцы и дети» , который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писать обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции.
Роман назван «Отцы и дети» не случайно: противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. Единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом, поэтому в основе романа «Отцы и дети» лежит вот этот социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев.
Роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова.
Аркадий в глазах радикала Базарова – размазня, мягонький либерал барич.
Базаров уже не может и не хочет признать, что мягкосердечие Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича – еще и следствие художественной одаренности их натур, романтических, мечтательных, склонных к музыке и поэзии. Качества эти Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял своих героев.
В способности русского человека легко «поломать себя» , Тургенев увидел теперь не столько великое наше преимущество, сколько опасность разрыва связи времен.
Поэтому политической борьбе революционеров-демократов с либералами он придавал широкое гуманистическое освещение.
Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим.
Русская литература всегда выверяла устойчивость и прочность общества семей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновению общественного, политического характера.
Но семейная тема в романе не сохраняется и придает его конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческого общежития не поглощают нравственного содержания семейного начала. Отношения отцовско-сыновние не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.
Мир устроен так, что «молодежь и старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной молодости, которая преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. В ней присутствует конечно «снятый» , преодоленный драматизм конфликта между отцами и детьми.
Существо этого конфликта лежит в самой природе вещей, и есть бесспорно продуманный ход Тургенева, начинающего первое знакомство с нигилизмом не через Базарова, а через его ученика – Аркадия. В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляется в неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста.
«Нигилизм» Аркадия – это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.