Известно, что основанием для даты «рождения» Москвы послужила запись в Ипатьевской летописи от 1147 года, где суздальский князь Гюрги (Юрий) Владимирович Долгие Руки приглашал своего союзника — черниговского князя Святослава: «Приди ко мне, брата, в Москов! » Свидание, как считают историки, состоялось в пятницу, 4 апреля 1147 года. Впрочем, договор князей оказался непрочным: уже в следующем году Святослав вместе с Изяславом Киевским выступил против Долгорукого. Москва, судя по всему, в той междоусобной войне была сожжена, ведь второе летописное упоминание о городе в 1156 году гласит, что здесь был заложен «град» , то есть построена новая крепость.
Однако многие историки уверены, что князь Долгие Руки никак не мог приглашать своего союзника пировать в глухую деревеньку среди болот и лесов. Нет, важный съезд князей должен был проходить в подобающей обстановке, то есть в княжеских теремах, которые могли стоять только внутри крепости. Доказательства этой гипотезы были обнаружены еще в 1960 году, когда для строительства Кремлевского Дворца съездов разобрали старое здание Оружейной палаты. Тогда рабочие на глубине 4 — 6 метров нашли остатки поселений XI — начала XII веков. Во влажной почве сохранились деревянные мостовые, бревенчатые частоколы, остатки срубов и сотни предметов, связанных с городским ремеслом: металлургический шлак, литейные формы, кожевенные изделия и разноцветные стеклянные браслеты. А на склоне Боровицкого мыса Кремля археологи обнаружили древний ров глубиной 5 метров (и 16 — 18 метров ширины) , характерный для укреплений XI века. Судя по находкам, сделанным на его дне, во времена Долгорукого этот ров уже был засыпан.
**************************************************************************
Датой основания Вологды считается 1147 год.
В 1780 и 1782 годах в Москве выходит книга А. А. Засецкого "Исторические и топографические известия по древности о России и частно о городе Вологде". А. А. Засецкий делает попытку применить известные ему сведения по древней истории для Вологодского края и прокомментировать летописный материал, касающийся города. Относительно же начального периода истории Вологды он вынужден констатировать: "О том я обстоятельное и верное известие не мог отыскать"3. В этой работе и упоминается дата- 1147 год-год прихода святого Герасима на Вологду и основания им монастыря. Дата заимствована из "жития, имеющегося на Вологде при церкви, где был монастырь". Имеется в виду Троице-Герасимова церковь. В дальнейшем эта дата становится общепринятой как год основания Вологды.