Здесь
же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных
религиозных,ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним. Касты,
скреплявшиеся эндогамией и связанным с ней чувством реального или мнимого
родства, в это время явились теминструментом, с помощью которого варновое,
сословное деление древнеиндийского общества приводилось в соответствие с новым
классовым делением, с новым, болеевысоким уровнем разделения труда. В феодальной
Индии иерархичность индийской варново-кастовой системы приобретает, таким
образом, двойной смысл: во-первых,она связана с делением общества на четыре
варны, при этом соотношении варн остается точным и безусловным; во-вторых, с
соотношением каст, иерархия которыхоценивается неодинаково и, как правило,
определяется в различных частях страны традицией. Эта двойная иерархия
находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему
определяет сумму прав иобязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая
иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты
«неприкасаемых»фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы
этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их
правоспособность. В индусском праве нашла отражение одна из
закономерностей развития кастового общества, в котором варновый статус рано
илипоздно регистрировал реальное экономическое пли социальное положение индивида
а обществе. Касты, входящие в варны, всегда были достаточно гибким,
подвижнымэлементом сословно-классовой иерархии общества. Рост благосостояния той
или иной касты, но чаше всего выделавшейся в качестве подкасты группы лип,
мог Для Древней Индии с
ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми,
изолированными друг от другаобщинами характерна социальная аморфность,
обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины,
касты над личностью, которая былатак глубока и постоянна, что входила в
привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась
им. Изучив систему варн и каст на основе правовых
памятников, которые дают яркую картину, сложившуюся в древнеиндийскомобществе,
можно подвести итоги и сделать некоторые обобщающие выводы. Закрепленное
законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого
законченного, как в Индии, небыло, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в
тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства
брахманов и кшатриев. Процесс подобного специфического социального
расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненныхплеменных
общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные
и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих рукахобщественные функции
управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию
социального и имущественного неравенства, рабовладения, кпревращению племенной
верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства
и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости,подчинения между
отдельными племенами и общинами. На определенном этапе развития
древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения
труда,неравенства стало складываться новое, кастовое деление. Кастами
становились обособленные группы лиц с наследственным характером их
деятельности,складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и
другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду
с традиционнымделением на четыре варны. Данная цивилизационная особенность
Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых
заключались вварново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая
варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней,
скастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-
нравственных установок поведения человека была своеобразнойальтернативой
принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала
этому замкнутость, автономность индийской общины с еенатуральным хозяйством, с
патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части
общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название« ».
Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность.