К 13 веку некогда могущественный и великий Киев потерял свое былое
величие и политическое значение, а само древнерусское государство
распалось на множество княжеских земель. Юго-Западная, Северо-Восточная и
Новгородская земля погрязли в междоусобицах, раздорах и спорах.
Братоубийственные разборки не остановила даже надвигающаяся на Русь беда
– орда монгольских кочевников, превратившаяся из угрозы в реальность,
грозно ощетинилась кривыми, остро заточенными саблями и покатилась
жестокой лавиной, сметая на своем пути все живое. Разрушая и сжигая все,
что с такой любовью, желанием и старанием возводилось, строилось,
украшалось, созидалось несколькими поколениями. Все достижения
древнерусской цивилизации оказались под угрозой уничтожения. Несмотря на
отчаянное и героическое сопротивление большинства русских городов,
которое они оказывали в основном поодиночке, Русь на два с половиной
века оказалась под гнетом восточных завоевателей. Пример этой
разобщенности выглядит иногда как предательство.
После того как монголы разгромили Галицкого, Киевского и Черниговского
князей на реке Калке, хотя силы русских превосходили ордынцев, бежавшие
за Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и порубили
свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться.
Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда
хан Батый осадил Рязань, но и поплатился за это жестоко. Ордынцы не
только захватили и разграбили Владимир, пока князь уже сам пытался
получить помощь от северных княжеств, но и сожгли заживо во Владимирском
соборе всю его семью. Позже погиб в битве и сам князь. Для русской
культуры, как и для экономики, монголо-татарское иго имело
катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к новым
опустошениям. Дань выплачивалась не только в виде денег и
драгоценностей, но и уводом в рабство наиболее видных, искусных
ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а
некоторые виды ремесла были полностью утрачены. И хотя историк 20 века
Лев Гумилев называет иго монголо-татарских полчищ набегом на Русь, но за
этот период были полностью разрушены такие культурные и политические
центры как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, Владимир, Суздаль.
Те же, что остались целыми, так же пострадали – ордынцы забирали в
полон искусных мастеров: оружейников, камнерезов, шорников, кузнецов.
Многие мастеровые умельцы погибли, защищая свои города, поэтому
некоторые прикладные ремесла даже исчезли совсем. Например, в ювелирном
деле были утеряны некоторые техники, присущие только древнерусскому
искусству. Ощутимо за время монголо-татарского ига
пострадало древнерусское зодчество. Жестокие варвары-кочевники
предавали огню не только крепостные сооружения, но и прекрасные в
архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри. Постройки
горели вместе с вековыми древнерусскими, византийскими иконами, фресками
замечательных русских живописцев, ценнейшими рукописными книгами,
являвшимися памятниками древнерусской словесности. Зачастую дикая орда
сжигала их вместе с укрывшимися там людьми. Никого не щадили – ни
женщин, ни стариков, ни детей и даже младенцев. В огне погибло не только
большинство древних русских книг, но и прервалось летописание. В упадок
пришла живопись и многие прикладные художественные ремесла. Больше, чем
на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия
мастеровых, материалов для постройки и полного обнищания княжеской
казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла
несоизмеримо с тем, что смогла перенять у завоевателей. В этом смысле
очень точно выразился Александр Сергеевич Пушкин, который заметил, что “татары это не мавры. Завоевав Русь, они не подарили ей ни алгебры, ни нового Аристотеля”.
Некоторые историки, например Г.В.Вернадский, считают, что монгольское
иго полностью уничтожило элементы демократии в политическом устройстве
городов. Была введена смертная казнь, телесные наказания, обязательная
воинская повинность. Из положительных моментов завоевания, если так
можно вообще выражаться, принято говорить о созданной монголами почтовой
конной службе. Но ощутимо снизилась грамотность, и даже среди князей
появились по выражению летописца “некнижны” и “неграмотны”. Но не смогло
монголо-татарское иго полностью растоптать Русь и уничтожить ее
народность, ее цивилизацию. Возродилась ее духовная жизнь и ее культура,
как сказочная птица Феникс из пепла. Родились новые зодчие, живописцы,
пытливые и талантливые, выросли новые города, были написаны новые книги.
Русь была жива!