Ох,
ну ответ будет длинный. Надеюсь, поможет
В середине первого тысячелетия нашей эры на всей
территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они
делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы
говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на
западе. Вместе с тем в устном народном творчестве VI-VIII вв. уже
зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в
орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл
Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись
Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали
традиционными, и переходили из поколения в поколение. С древней поэтической
традицией связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: “Ак-оксиз”,
“Ак-адман”, “Башгу-Боз”, эпитеты “синий”, “белый”, “могучий” характерны для
орхонских текстов.Эпос “Коркыт Ата” возник в кьпчако-огузской среде бассейна
Сырдарьи в VII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был
записан в виде прозаического произведения “Книга деда Коркута” азербайджанскими
и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант
эпоса.
Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических
похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в
Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала). В эпосе
упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделении огузов на
внутренних и внешних. Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из
правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.
Отец Юсуфа был известный музыкант и посвятил
правителю Баласагуна произведение для кобыза “Дарди Хусани”. Юсуф, родившийся в
1015 г., воспитывается при дворце. Ходжа
Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть,
построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник
стихов “Дивани Хикмет” (Книга о премудрости).
Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI
вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был
степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. Гробница, воздвигнутая на его могиле по приказу Караханидов, была разрушена в
XIII в. Лишь спустя столетие на этом месте был построен по приказу Тимура целый
религиозный комплекс.
“Дивани
Хикмет” - сборник стихов прежде всего религиозно-мистического содержания.
Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности,
жестокости. Путь к истине, по Ахмету, путь к
богу. Младшим современником, учеником
и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким
Ата. Сулеймен родился в Яссы в 1104 г. По совету Ахмета Яссави он едет учиться
в Самарканд, Бухару, Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока.
В конце своей долгой жизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке
Бакырган. Умер в 1186 году.Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием
“Дивани Хикмет”, называется “3амму назир китабы” (Книга о конце света).
Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле
Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и
черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все
возвратится к жизни.Оба сборника в течение столетий служили учебным пособием во
всех медресе Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское
духовенство в целях пропаганды идей ислама.“Хибат ул-Хакайк” (Подарок истины) - единственная
книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII
в. в местечке Жуйнек, недалеко от города Яссы. С детства изучал богословие,
арабский и персидский языки. Его книга состоит из 14 глав, 235 стихов. Основные
ее мысли - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не
покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь
один раз. Таким образом, в книге Югнеки отразились черты морали, существовавшие
в то время среди населения Южного Казахстана.
Эпос “0гыз-нама” впервые был записан в XIII в.
Рашид ад Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого
времени. Некоторые ученые считают, что этот эпос был составлен в Жетысу или
Кашгарии племенами карлыков. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган,
которому приписываются сверхъестественные силы. Поэма посвящена детству
Огыз-кагана, его подвигам, победе над одноглазым великаном Киятом, его женитьбе
и рождению сыновей, носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став
правителем народа уйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном
(Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян
(Урусбек-оглы Саклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук),
кыпчаков (Улыг Орду-бек Кыпчак).