ЗеркалоВ основе рассматриваемой темы лежит понятие - «зеркало». Функциональная значимость зеркала состоит в «идентификации» отражаемого самому себе.Зеркало в толковых словарях определяется как «стеклянный и металлический предмет с отполированной поверхностью для отражения находящихся перед ним предметов».Зе́ркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения).Первым зеркалом было природное зеркало - зеркало воды («жидкое» зеркало). Человек испокон веков встречается со своим зеркальным двойником.Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека).При гадании часто используется зеркало, чтобы заглянуть в будущее.Со временем зеркало стало привычным предметом, но всё равно сохраняло свою загадку. Это нашло своё отражение в мифологии разных стран. Сложилось представление о зеркале как о границе с потусторонним миром. Люди стали думать, что зеркало отражает иной мир – мир духов, мир умерших. Одна из функций зеркала как двери в потусторонний мир.
Страна Зазеркалье в литературеМотив Зазеркалья особенно часто использовался в народных и литературных сказках. Сказки содержат плоскость симметрии, аналогичную волшебному зеркалу. В сказках о Зазеркалье сказочное пространство и время способно чудодейственно сжиматься и растягиваться. В нем могут происходить необычные отклонения физических величин от их среднего значения, позволяющие герою совершать фантастические действия (например, переноситься на огромные расстояния, исчезать из виду и т.п.).В Зазеркалье привычное свободно пересекается с небывалым. Это придает пространству своеобразную мозаичность: обыденное и волшебное перемежаются друг с другом.В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» первая глава называется «Зеркало и его осколки», в ней повествуется о том, как злющий-презлющий тролль «смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Ученики тролля носились с ним по всей земле и захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках».