Основная тематика
поэзии Некрасова — жизнь русского крестьянства и городской бедноты
(здесь поэт выступает предшественником Достоевского). В этих стихах
зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. На первый план в его
стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни:
непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А.
Григорьев, в поэзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода,
холода».
Отталкивание от
традиций Пушкина и Лермонтова мы видим в стихотворении «Вчерашний день,
в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко
избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков»,
встречаем мы и в стихотворении «Муза»:
Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась
Муза,
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И
свету возвестить о них благословила…
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена
Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и
картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала
поэта судьба угнетённой крестьянки.
Ты вся - воплощённый испуг,
- Ты вся - вековая истома! -
говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне»
- перед нами старуха-крестьянка, потерявшая единственного
сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь её
беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», старуха-мать покончила бы
жизнь самоубийством. Та же тема - горе матери-крестьянки - поставлена в
стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения - не
выдумка, а быль. «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою
жизнь,- вспоминал Некрасов.- Я несколько раз делал крюк, чтобы
поговорить с ней, а то боялся сфальшивить». Орина рассказывает про
«печаль свою великую»: единственный её сын, замученный солдатчиной,
«больнёхонек» вернулся домой и умер.