Консервативные политические взгляды Тютчева сочетаются с мятущимся
духовно-нравственным строем его поэзии. Боясь революции, он испытывает
острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. Для
мироощущения поэта характерны ставшие крылатыми слова из стихотворения
«Цицерон»: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!». Отнеся
себя к «обломкам старых поколений», он ощущает горечь при мысли о своей
оторванности от «нового, младого племени», о невозможности идти с ним
«навстречу солнцу и движенью». Об этом он пишет в стихах «Бессонница»,
«Как птичка, раннею зарей». В самом себе поэт ощущает «страшное
раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его мнению, отличительное
свойство человека его эпохи.
Поэзия Тютчева вся пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в
его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил, «среди
громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном
раздоре». Диалектическое постижение действительности - в непрестанном
движении - характеризует философскую глубину лирики поэта. Особенное
тяготение проявляет он к изображению бурь и гроз в природе и в
человеческой душе. «Гармонии в стихийных спорах» в стихотворении
«Певучесть есть в морских волнах», поэт противопоставляет полное
неразрешимых противоречий нравственное бытие человека. В стихотворениях
Тютчева человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «жестокую», «упорную», «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим
собой. Однако фаталистические мотивы в его поэзии сочетаются с
мужественными нотами, славящими подвиг «непреклонных сердец», сильных
духом натур. Об этом говорится в стихотворении «Два голоса».