Легкие завершают оригинальную конструкцию, именуемую органами внешнего дыхания: нос, носоглотка, гортань, трахея, два бронха и собственно сами легкие. Они, разумеется, самая главная часть этого механизма, ибо здесь совершается то, ради чего конструкция была «задумана» и в результате длительной эволюции создана природой, – газообмен. Здесь кровь отдает углекислый газ и, обогатившись кислородом, направляется в левое предсердие, чтобы начав оттуда путь, донести кислород до каждой клеточки нашего организма.
То есть легкие и сердце работают, если хотите, как бы в одной упряжке. Она, кстати, имеет даже свое название – кардио-респираторная система. Но если сердце при этом постоянно находится под пристальным вниманием (только популярной литературы о нем издано столько, сколько не издано, наверное, обо всех других органах, вместе взятых), то легким в этом плане «не повезло». Они незаметно трудятся, как бы в тени своего уникального партнера, механизм газообмена в легких не достаточно широко освящен в литературе.
Впрочем, никакой несправедливости здесь, возможно, и нет. Просто, если «ломается» сердце, это оборачивается бедой, а то и трагедией для всего организма. «Поломка» же легких – неприятность, но в принципе местного значения.
Прежде всего, легких два. Левое состоит из трех долей, правое – из двух. Как и сердце, легкие заключены и работают в своеобразном двухслойном футляре. Один слой пленки – плевры – примыкает к легким, другой – выстилает внутреннюю стенку грудной клетки. Вступая в ткань легких, бронхи ветвятся, как дерево, на множество воздухоносных путей (бронхиол) – все тоньше и тоньше, пока не заканчиваются, наконец, тончайшими альвеолярными ходами. В свою очередь, ходы эти испещрены пузырьками – альвеолами (альвеола в переводе с итальянского языка это «гроздь винограда»). Стенка этих пузырьков – альвеол состоит всего из двух слоев клеток. Она легко проницаема для газов, чрезвычайно эластична и густо оплетена капиллярами, на которые «распадается» в конце концов, легочная артерия.