§ 15. Факторы размещения машиностроения
География машиностроения определяется целым рядом факторов.Наукоемкость. Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроники, радиотехнической, авиакосмической и атомной промышленности) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.).Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей вмашиностроении России пока очень низка — всего 20%.Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию.
Поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (Саров, Новоуралъск, Снежинск и др.).Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий страны. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).
Пользуясь атласом, сопоставьте размещение крупнейших центров трудоемкого машиностроения и населения России.
Металлоемкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. К ним тяготеет примерно 1/8 машиностроительных предприятий. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находятся между собой в определенной зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей.
Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи.
Поэтому в машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы — в Европейском Центре и Поволжье.
В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Она привела к сильной монополизации производства. Например, пока только одно предприятие в России выпускает магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).
Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).