Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Дар напрасный, дар случайный" Средства худ....

0 голосов
125 просмотров

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Дар напрасный, дар случайный"
Средства худ. изобразительности


Литература (16 баллов) | 125 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Написано это стихотворение 26 мая 1828 года, в день рождения поэта по 
старому стилю. 
В жанровом отношении сближается с философской элегией. 
Содержание стихотворения отражает состояние мучительной раздвоенности 
лирического героя в поисках высшего смысла жизни. 
Не случайно его размышление о смысле жизни, его гнетет страшная мысль о 
том, что его существование, возможно, бесцельно. 
Дар напрасный, дар случайный, 
Жизнь, зачем ты мне дана? 
Иль зачем судьбою тайной 
Ты на казнь осуждена? 
Ст-е передаёт сложившееся в христианской традиции представление о 
двуединой материально-духовной природе человеческой сущности, 
вечном противобостве этих начал в человеке. 
Поэтому мы видим, что, как бы то ни было, герой воспринимает жизнь как дар, 
с этого слова начинается все стихотворение. Первая строка доказывает 
необходимость перемен, переосмысления, преображения. Герой явно осознает ценность дара, но не находит в нем истинный смысл; страшное сомнение властвует 
над ним; ему неясно: дар ли это напрасный, то есть данный ему с какой-то целью, но безрезультатно; или это случайность, бессмыслица, ошибка? В первой строке заданы два как бы взаимоисключающих вопроса: «Зачем ты мне дана? » и «Зачем судьбою тайной на казнь осуждена? » Эти вопросы и мучения подтверждают волнение в душе героя, желание его найти свой образ, изменить что-либо. Он не согласен с возможностью жить, но и с осужденностью своей он тоже не согласен. 

В душе просыпается жажда познания божьей тайны, тайны жизни, идеи, заключенной в дарованном Богом праве жить. «Жизнь, зачем ты мне дана? » Стоит перенести акцент на слово «мне» . Таким образом, крайняя степень заинтересованности предстает перед читателем. В желании добиться знака свыше, ответа, даже присутствует некоторое отчаяние, при чтении вслух первой строфы создается впечатление, что вопросы брошены в никуда, в воздух, но именно в воздухе герой хочет найти ответ, он обращается ко всему живому и самим небесам. 
Вторая строфа более конкретна, в ней как будто расшифровывается непонимание, высказанное ранее: 
Кто меня враждебной властью 
Из ничтожества воззвал, 
Душу мне наполнил страстью, 
Ум сомненьем взволновал? 

Вопрос скорее состоит не в том, «Кто…» , а «для чего? » Ведь герою известно, от кого человек получает этот священный дар, но вот для чего, сможет ли он найти ему применение? Какое-то странное чувство одолевает героя, неведомая буря властвует в его душе. «Враждебной властью» - мотив враждебности появляется во второй строфе, значит, существует два мира, враждующих между собой. Благодаря аллитерации, во втором четверостишии возникает образ власти – божьей власти, какой-то духовной силы, голоса, который может ворваться, взволновать, воззвать, как будто что-то тянет героя наверх из «ничтожества» , выше к переосмыслению, перевоплощению, а затем, возможно, и к преображению. 
Цель не ясна, смысл не найден, но душа наполнена страстью, в ней теперь спрятан огонь, ум взволнован сомнением. 
На данном этапе герой стоит на месте, жизнь для него – томление, она сухая и однообразная, душит его и сковывает. «Для чего? » - этим вопросом задается он, 
его ум празден, но не потерян, сердце пусто, но вот-вот наполнится кипящей волной духовной мысли, как это уже было в «Пророке» . 

Реакцией на это стихотворение стал стихотворный же ответ Пушкину митрополита Филарета, содержащий в себе возражение поэту. Он говорит о том, что жизнь дана Богом отнюдь не напрасно или случайно, и не без его же воли осуждена на казнь. 
После прочтения послания митрополита, Пушкин в 1830 году пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…» , как бы выводя в нем своего героя на путь обретения цели и смысла жизни.

(201 баллов)