Клеопатра х
Оракул (66742)
Г. А. Товстоногов.
Взаимодействие современного драматического театра и современной эстрады является частью общеэстетического процесса взаимного влияния и синтеза различных видов искусств. Даже сама постановка проблемы, не говоря уже о ее исследовании, невозможна вне этого общеэстетического контекста.
В современном искусстве: «... две тенденции дают о себе знать с наибольшей силой: первая состоит в тяготении к синтезу, вторая - в сохранении суверенности каждого отдельного вида искусства. Обе эти тенденции плодотворны. Их диалектическая взаимосвязь ведет не к поглощению одних искусств другими, а как к их взаимообогащению, так и к утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, полностью сохраняющих свою самостоятельность». 2
Взаимное проникновение различных видов искусств, их влияние друг на друга - живой художественный процесс, имевший место во все времена, в самых разнообразных сочетаниях. И современное искусство не исключение. Более того, в нем заметно усиление этих тенденций, принимающих иногда даже род агрессивной экспансии.
На качественно новом уровне в театр вторгается изобразительное искусство, и декоративное оформление становится сценографией, т. е.
1 Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т. 1. Л. , 1980, с. 298.
2 Зись А. Теоретические предпосылки синтеза искусств. //Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978,с. 5.
I появляется новый термин, отражающий происходящие перемены,
i Меняется роль музыки в спектакле, роль пластики. Из технического в
художественное явление превратилось световое оформление спектакля, а осветитель становится художником по свету... Огромное влияние на театр оказывали и оказывают кино и телевидение.
Возникают весьма неожиданные сочетания искусств. И такие сочетания иногда оказывают сильнейшее воздействие на публику. Причем, это происходит не путем органичного слияния, а простого соединения искусств, или, если можно так выразиться, их сложения. Пример тому - знаменитые «Декабрьские вечера» , основанные С. Рихтером и проходящие в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Здесь музыкальная концертная программа и специально составленный вернисаж объединяются только единой темой, никак не переплетаясь в создании нового художественного произведения. Однако, возникающая в этом случае новая художественная атмосфера, оказывает заметное влияние на восприятие как музыки, так и живописи. В результате этого простого, казалось бы, сложения возникает многократно усиленный по своему воздействию художественный образ.
Но это - пример соединения разных видов искусств: музыка оперирует звуками, живопись -визуальна.
Интересно отметить, что наряду с этим также существует и процесс взаимопроникновения выразительных средств и приемов различных направлений одного и того же вида искусства. К примеру, джаз стал музыкальным стилем (а не этнографическим явлением) только тогда, когда диалектически соединился с законами классической музыки, с ее структурой и формой. С другой стороны, и современная классическая музыка, особенно модерн и авангард не возникли бы без влияния джаза, хотя и трансформировались в отдельные направления. «За какие-нибудь 70-80 лет джаз, это талантливое детище негритянского народа, проделал