Детей в этой пьесе Чайковского обычно привлекает ее
изобразительность, жизнерадостность. Перед тем как исполнить пьесу,
рассказываю, что жаворонок поет очень высоко в небе. Он щебечет, порхает
с места на место, то поднимаясь высоко-высоко, то опускаясь вниз.
Показываю быстрое чередование соседних звуков — трель, которая
напоминает щебетание птиц.
Здесь можно использовать метод сравнения таким образом: сказать, что
Чайковский сочинил две песни под одинаковым названием — «Песня
жаворонка»: одну — для детей, другую — для взрослых (из «Времен года»).
Играю начало «Песни жаворонка» из «Времен года» и спрашиваю, чем эта
пьеса отличается от пьесы из «Детского альбома».
Дети обычно охотно и довольно разносторонне высказываются. Например,
они говорят: «Детская «Песня жаворонка» более веселая, а взрослая —
более грустная, медленная. В детской — птичка щебечет, порхает, а во
взрослой — жаворонок только поет и поет медленно и грустно». Дети делают
предположения о том, почему жаворонок взрослых поет грустно: «Он уже
старый, ему трудно летать» или «Он вернулся, а гнездо разорено» и т. д.
«А Чайковский сочинил веселую песню для детей потому, что дети любят
веселые песни, а не грустные». Часто они добавляют, что «Песня
жаворонка» из «Детского альбома» нравится им больше, чем «взрослая».
Необходимость сопоставить две песни побуждает ребят вникнуть, в доступной их возрасту мере, в особенности пьесы.
При последующих повторениях я иногда предлагала детям найти «Песню
жаворонка» среди других произведений, посвященных птицам: фортепианное
вступление к «Жаворонку» М. Глинки, начало «Хора птиц» из оперы
«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Птички» Э. Грига и т. д.
Это всё, учись хорошо!