Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий
на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление,
появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму
нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на
конец 16— начало 17 в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов.
В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала
особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом
произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия
монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме