Задание 1:Прочитайте текст, определите его тему. Какие типы речи использованы в тексте? Какие речевые задачи решаются каждым из них?
Тема: описание раскраски и гнездования зябликов.
Типы речи и решаемые ими задачи: описание (красочное описание внешности птицы, гнезда); повествование (сообщение об условиях жизни, гнездовании).
Задание 2:Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Зяблик - небольшая
птица с красноватым животИКом и чёрными крылышками, украшенными белыми
полосками. ЗатылоЧЕК у него серовато-голубой, лобИК чёрный, спинка
тёмно-бурая, хвостИК чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала
прилетают самцы и отыскивают прошлогоднее места
гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот
гнездо готово.Этот уютный домИК напоминает чашечку из
мха, корешков, травинок, листИКов и паутины. ПтенЧИКи зябликов, недавно
покинувшие гнездо,-презабавные создания. Стайки этих сереньких птиЧЕК с
торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно
пищат.
Задание 3: Найдите и подчеркните существительные с суффиксами -ик (-чик) и -ек (отмечены большими буквами в тексте см. задание 2). Объясните их правописание.
Правило: Если при склонении гласная выпадает - пишем ЕК, если остается - ИК. Пример: затылочЕк - затылочка; птенчИк - птенчИка.
Задание 4: Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Выпишите их и проведите словообразовательный анализ.
животиком: корень (∩) ЖИВОТ+суффикс (∧) ИК+ окончание (☐)ОМ.
затылочек: корень (∩) ЗАТЫЛ +суффикс (∧) ОЧЕК+ нулевое окончание (☐)
лобик: корень (∩) ЛОБ+ суффикс (∧) ИК+ нулевое окончание (☐).
хвостик: корень (∩) ХВОСТ+ суффикс (∧) ИК+ нулевое окончание (☐).
домик: корень (∩) ДОМ + суффикс (∧) ИК+ нулевое окончание (☐).
чашечку: корень (∩) ЧАШ + суффикс (∧) ЕЧК + окончание (☐) У.
листиков: корень (∩) ЛИСТ + суффикс (∧) ИК+ окончание (☐) ОВ.
птенчики: корень (∩) ПТ + суффиксы (∧) ЕНЧ, ИК+ окончание (☐) И.
птичек: корень (∩) ПТ + суффикс (∧)ИЧ, ЕК + нулевое окончание (☐).