1. Наука
При Петре I впервые сложились предпосылки дли становления и развития российской науки.
Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Она была связана с
- освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,
- поиском и использованием полезных ископаемых,
- строительством новых городов,
- ростом мануфактурного производства и торговли.
Были заложены основы отечественной медицины.
- В 1706 году в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада.
- А в 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа.
- С 1718 года в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых.
- В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд.
- А в 1714 году Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска.
- В начале 20-х годов Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.
Сподвижник Петра Яков Вилимович Брюс организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия.
Выдающиеся значение имел выход в свет в 1703 году “Арифметики” Леонтия Филипповичи Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени.
Андрей Константинович Нартов в 1712—1725 годах первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков. В 1724 году по проекту другого гениального русского механика — Никонова — была создана и испытана первая русская подводная лодка.
Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и строительстве зданий и крепостей.
По указанию Петра 1 с 1722 начался сбор материалов по истории России. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам.
2. Художественная культура.
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи. 2) Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.
Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.
3) В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы) . Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов.
Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690—1742), Его портретам («Напольный гетман» , «Петр I смертном ложе» ) присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека.
3. Быт.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка.